Со́чи — город-курорт на черноморском побережье Западного Кавказа в муниципальном образовании город-курорт Сочи Краснодарского края России. Сочи — самый крупный курортный город России. Город неофициально именуется летней и курортной «столицей» России.

 

На основании сходства древнейших из известных в кавказском Причерноморье кремниевых орудий, предполагается, что первые люди проникли в окрестности Сочи через Колхиду из Малой Азии 400—350 тыс. лет назад, то есть в эпоху раннего ашеля. Древнейшие следы обитания человека обнаружены в окрестностях Хосты, левобережной и правобережной части низовий Мзымты и на правобережье Псоу.Самая знаменитая стоянка каменного века — Ахштырская пещера, заселённая 250 тыс. лет назад.

Киммерийцы — древнейшее, подтверждённое историческими документами наименование населения, жившего на Северо-Западном Кавказе. Ассирийские источники VIII—VII вв. до н. э. регистрируют вторжение киммерийцев в страны Передней и Малой Азии. В рассказе Геродота об уходе киммерийцев от пришедших с востока скифов путём движения киммерийцев названо побережье Чёрного моря. Скифы их «преследовали» имея «Кавказ по правую руку». Греческая колонизация Черноморского побережья Кавказа началась примерно в VI—V вв. до н. э. с появлением городов-государств, и продолжалась примерно до I в. до н. э. В V—I вв. до н. э. в устье реки Псахе (Мамайка) возможно существовала греческая торговая фактория, основанная боспорцами. В 522 г. до н. э. Скилак, один из древнейших античных географов, называет племена ахеян и гениохов, проживающие на побережье от совр. Геленджика до Великой Диоскурии.

Примерно в 120-60 гг. до н. э. племена гениохов попадают под зависимость Понтийского царства. С 83 г. до н. э. пользовались относительной самостоятельностью. По сообщению Аппиана, в 79 г. до н. э. царь Понтийского царства Митридат VI Евпатор вел активные военные действия против ахейцев, но, потеряв две трети войска в сражениях от морозов и засад, возвратился назад. В 74 г. до н. э. гениохи выступают союзниками царя Понтийского царства Митридата VI Евпатора в войне с Римом. В 66 г. до н. э. перезимовав в Диоскуриаде, Митридат VI Евпатор прошёл через землю гениохов, дружески принявших его, ахейцев же обратив в бегство и преследовал.

В I—V вв. н. э. проходит римская колонизация Черноморского побережья Кавказа. В I в. н. э. географ древности Страбон в описании берегов Чёрного моря упоминает ахеев, зихов и гениохов, проживающих на побережье от совр. Геленжика-Туапсе до совр. Адлера-Пицунды.По сообщению Страбона гениохи были известны античному миру как пираты. Аристотель утверждал, что гениохи были людоедами. Историки спорят о степени римского влияния на Черноморское побережье Кавказа. Ряд исследователей крепости Годлик и Мамай называют римскими.

 

После ряда войн Византии с Персией, в целом для Византии неудачных, императору Юстиниану удалось в 562 году подписать договор, по которому Западный Кавказ отходил под влияние Византийской державы. Началось военное, культурное влияние и на Черноморское побережье Кавказа.

Именно Юстиниану приписывает народное предание христианизацию, хотя в действительности это произошло несколько раньше. Так имя епископа зихов Дамиана имеется среди подписей Константинопольского собора 526 года. Период наиболее сильного прямого византийского влияния на Черноморском побережье Кавказа продолжался с VI до начала VIII в. Во второй половине VIII века, сохранив своё политическое влияние, Византия всё же вынуждена была признать Абхазское царство. В 844 году Византия, пытаясь вернуть господство над Абхазским княжеством, направила морем многочисленные войска. Но византийский флот ещё до высадки был потрёпан бурей, а достигшие берега войска потерпели поражение, потеряв в общей сложности до 40 тысяч человек. После этого Византия отказалась от попыток поработить Абхазское княжество. Во время всех этих событий Кавказ становится одним из центров христианской архитектуры. Известны храмы раннего Средневековья VI—XIII веков. Расположенные в горах, они труднодоступны, малоизвестны и плохо изучены. Письменных сведений о строительстве этих храмов пока не найдено. Незнание порождает полёт фантазии. Всё, что написано об истории архитектуры Кавказа, в основном гипотезы. В самом удручающем состоянии пребывают древние храмы в окрестностях Сочи. Ни на одном из них не проводятся реставрационные работы, в них нередко ведут грабительские раскопы кладоискатели.

Наиболее ранним храмом на территории Сочи являлась базилика (прямоугольное здание, вытянутое с запада на восток) на территории совхоза «Южные культуры» в Адлере. Была разрушена в 1954 году при строительстве водопровода. Предположительно построена базилика была в VI веке. Памятник обследовали в разное время кандидаты исторических наук Л. Н. Соловьёв и Н. В. Анфимов. Наиболее ранним предметом, позволяющим датировать памятник, являются предалтарные плиты с резьбой на двух сторонах. На одной стороне плиты были вырезаны кресты с почти равными концами, по форме схожими из раскопок Пицундского храма. На основании этого сходства Л. Н. Соловьёв датировал время сооружения памятника VI веком. Это определение им же подтверждается ещё и тем, что кресты взяты в ромбическую рамку и тем, что мраморные плиты изготовлены из константинопольского мрамора. Наиболее активно строительство храмов развернулось в X—XII веках. Оно совпало с пиком развития Византийской империи и со временем формирования централизованных государств в Грузии и Армении. На этот же период приходится расцвет караванной торговли на Кавказе. Нередко исследователи истории христианства на Кавказе указывают на близость храмов и монастырей к важным торговым путям, перевальным тропам.

К XI—XII векам в Сочи относят храмы в Хосте, Лесном, Каштанах, Лоо, на горе Ахун, под горой Ефрем и другие. Самый удалённый от берега храм в Глубоком Яру был окружён мощной крепостной стеной, что, вероятно, свидетельствует о том, что глубже в горы к христианам относились не вполне доброжелательно.

В 978 г., после смерти бездетного абхазского правителя Феодосия Слепого происходит мирное объединение Абхазии с Грузией при правлении грузинского царя Баграта Багратиони (родственника Феодосия).

В XI—XIII вв. в Грузии происходит культурный подъём. Это время Давида Строителя (1089—1125), время дальнейшего активного строительства храмов как в Грузии, так и в Причерноморье. Грузинские царица Тамара (1184—1212), Русудана (1212—1227) пытались упрочить своё влияние среди адыгов распространением христианства. Имя царицы Тамары было необычайно популярно среди всех горцев Кавказа. Часть адыгов в религиозном отношении была подчинена Грузинской церкви.

В X—XI вв. определённое влияние на распространение христианства среди западно-кавказских племён оказывает церковь Бориса и Глеба русского Тмутараканского княжества.

Вскоре после разделения церквей на Кавказе появляются католические миссионеры. На смену византийцам в XIII и XIV вв. приходят генуэзцы, владевшие рядом торговых факторий на побережье Чёрного моря. Центром их деятельности становится Кафа в Крыму. Кафинский префект Д’Асколи послал к адыгам миссионера Д. де-Лукка.

Некоторое влияние оказывала генуэзская колонизация и на Черноморское побережье Кавказа. В целом средневековая история Сочи изучена крайне слабо и недостаточно.
 


 

Серебряные ювелирные украшения. Лечебные и магические свойства драгоценных камней. Подробнее…

Сегодня празднуют:

День памяти и скорби
Россия

22 июня 1941 года – одна из самых скорбных дат в истории России: начало Великой Отечественной...

Начало сезона Южный ветер (Китай)

В Китае считают, что юг способствует отдыху, питанию, накоплению сил, проявлению эмоций и...

В Китае считают, что юг способствует отдыху, питанию, накоплению сил, проявлению эмоций и...